Статьи

Биография Шри Б.К.С. Айенгара

Биография Шри Б.К.С. Айенгара

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар был тринадцатым ребёнком в семье простого школьного учителя. Появившись на свет в самый разгар эпидемии испанского гриппа, он смог выжить и перенёсти этот недуг, ослабивший его иммунитет. Семья, оставшаяся без отца, когда Айенгару было 9 лет, не могла обеспечить должного лечения. В следствие этого в юности он переболел ещё тремя сложными инфекционными заболеваниями. Медики сказали родным Айенгара, что ребёнок долго не проживёт или будет беспомощным. Частое пребывание в постели сделали его тело очень жестким, настолько же жесткой стала и его воля — «изменить всё в своей жизни к лучшему!» — эта фраза стала его девизом.

Судьба дала шас Айенгару, когда ему исполнилось 16 лет. В 1934 году он познакомился с мужем старшей сестры Тирумалаем Кришнамачаром. Тирумалай заехал к родным, чтобы попросить одного из братьев жены временно перебраться к ним, ему предстояла дальняя поездка и жене нужен был помощник по хозяйству. Родственник Айенгара был человеком образованным — полиглот, знаток вед, музыкант и философ, знающий и преподающий йогу. Его йогашала находилась в городе Майсоре и была основанна самим Махараджей. Из всех братьев выбрали Айенгара, который согласился помочь и заодно посмотреть новый город. Вести хозяйство вместе с сестрой Сундарарадже понравилось и Кришнамачар, приехав из командировки, предложил ему остаться и пойти учиться в местную школу. Ещё Тирумалай пообещал показать несколько асан, которые могли бы укрепить здоровье Айенгара, и он решил остаться. Начало обучения оказалось сложным. Наклоняясь вперед Айенгар не мог достать до колен пальцами рук и видя это, зять стал отказываться учить его дальше. Но Сундарарадже помогло то, что Кешава Мурти, до этого лучший ученик «Гуруджи», сбежал от него за несколько дней до Международной конвенции по йоге, которая должна была пройти в Майсоре. Тогда озадаченный учитель снова пригласил Айенгара на урок. Поскольку они жили вместе и Айенгар был полностью в его подчинении, Кришнамачар мог силой заставлять своего шурина выполнять сложные асаны. «Он едва не сломал мне спину» — вспоминал Айенгар. За три дня выучив и сделав три десятка сложных разнообразных асан, новоиспечённый адепт йоги повредил мышцы спины, чем в последствии осложнил себе практику пранаямы.

Демонстрационное выступление на конвенции прошло успешно. Айенгар старался изо всех сил, за что получил в награду от Махараджи 50 рупий и искренние похвалы своего наставника. Успех был заслуженный и потому, что большинство поз ему приходилось выполнять и разучивать самому, без особой подготовки и разъяснений. В знак благодарности Айенгару разрешили посещать занятия в йогашале, в которой занимались родственники Махараджи. Обучение же в общеобразовательной школе ему пришлось оставить. Сундарараджа провалил экзамен и потерял возможность получать стипендию. Тогда йога приобрела особое значение для Айенгара. В то время ему ни раз случалось пропускать трапезу, но не практику.

В 1936 году Айенгару предоставилась прекрасная озможность, которая редко бывает в семнадцатилетнем возрасте. Путешевствуя по стране с демонстрационными выступлениями он вместе с учителем и другими учениками заехал в город Дхарвар. В то время мужчины и женщины практиковали йогу отдельно и Айенгар, как самый молодой среди приехавших йогов, больше других подошёл для преподавания занятий местным женщинам. «Учи тому что знаешь» ,- сказал Кришнамачар, и Айенгар в течении двух недель обучал женщин тому, что узнал за столь короткий период. После Дхавара молодой учитель направился в город Белгалум, в котором на одном из занятий побывал врач из Пуны, предложивший контракт и возможность преподавать йогу в колледжах и университетах города. Поскольку английский понимал один Айенгар, а местный язык «маратхи» никто из йогов не знал, то именно он и поехал в Пуну продолжать свой учительский путь.

«Так все и началось. Я стал развиваться. Не владея мастерством выполнения поз, я был вынужден обратиться к многочисленным книгам, ко всем книгам о йоге. Тогда о йоге почти ничего не было известно. Книги были полны „воды“, выдавая недостаток практики их авторов. Когда я смотрел на иллюстрации, то видел, что изображение не соответствует описанию, представленному в тексте. Я понял, что йога — это совсем другое.» — так вспоминал Айенгар этот период своей жизни. Правда не все книги оказались пресными. Читая старый трактак по йоге, он увидел как в давние времена йоги, для улучшения своей практики использовали различные преспособления: лавочки, опоры, планки. Уже тогда Айенгару часто приходилось видеть как различные ассаны одим людям даются легче чем другим и наоборот.

Три последующих года Айенгар занимался преподаванием древнего исскуства в школах и университетах Пуны. В 1940 году контракт не продлили потому, что йога тогда была непопулярна у себя на родине и желающих заниматься было мало. Денег тогда ему стало хватать только на еду и на то чтобы снять общую комнату, в которой проживали 5-6 человек. Даже в таких условиях Айенгар практиковал по 10 часов каждый день. За шесть лет постоянных занятий йога помогла ему восстановить здоровье утраченное в юности. Материальное положение  к концу года всё же улучшилось. В Пуне проходила промышленная выставка и один из организаторов попросил Айенгара выступить для её участников. Среди них оказался богатый издатель, которому понравилось выступление и он договорился с Айенгаром об индивидуальных занятиях для всей семьи. Тогда денег стало хватать и на отдельную комнату и на небольшой зал для групповых занятий, и даже на то чтобы оплачивать образование младшего брата. С появлением зала число учеников стало расти. К Айенгару обращались люди, в основном, желающие улучшить своё здоровье и он помогал им как мог. В самых же сложных ситуациях он советовался со своим учителем, иногда направляя людей прямо к нему.

В1943 году, когда Айенгар навещал своих родных, мама поинтерисовалась у него, почему в свои 24 года он не женат. Доходы, которые были у него на тот момент, не позволяли полноценно содержать семью, но этого довода оказалось не достаточно. Айенгара, без его согласия, активно принялись сватать. Чтобы отбить желание у потенциальных невест он отрастил бороду и стал смазывать своё тело маслом, но однажды и это не помогло. Одна из девушек терпеливо прождала его целый день. Жениху она понравилась и свадьба состоялась. 9 июля 1943 года Сундарараджа и Рамамани отпраздновали своё бракосочетание. Всю организацию на себя взяли братья и близкие родственники Айенгара. Но в Пуну он вернулся один, так как почти все ученики за время его отсутствия отказались от дальнейших занятий. Спустя только три месяца Рама (так называл свою жену Айенгар) смогла периехать к нему. Он редко бывал дома, полностью посвящая себя практике, а она взяла на себя заботу о семейном очаге. Со временем Айенгар обучил основам йоги и свою благоверную супругу. Тогда Рамамани стала его первой помощницей, обучая наиболее ортодоксальных женщин правильно выстраивать позы.

Десятилетняя практика асан укрепила тело Айенгара и он решил начать освоение пранаямы. Кришнамачар отказался его обучать и Айенгар стал добывать знания тайком. Приезжая к учителю в Майсор погостить, он подсматривал за его практикой пранаямы, когда тот занимался в саду. Но  знаний все же не хватало, а мышцы его спины все еще были недостаточно сильны. Подумав, Айенгар решил изменить последовательность выполнения асан, делая упор на те которые наиболее сложно давались. Через два года таких занятий прогресс в практике пранаямы появился: стали получаться глубокий вдох, правильный выдох, а цикл дыханий удлинялся с каждым разом.

Постепенно, вместе с числом учеников, возрастала популярность и самого Айенгара. С накопленным опытом он начал понимать, что динамическая йога подходит не для всех возростов, и что многим для правильного выполнения асан необходимы подставки и подпорки, о которых знали ещё в древности. И Айенгар начал работать в этом направлении. В 1952 году гуру познакомился с известным скрипачём Иегуди Менухином, который обратился к нему за помощью. Постоянный стресс от концертов и частые боли в теле от долгой игры на скрипке не давали ему спокойно жить. Начав практиковать йогу, Иегуди почувствовал облегчение и с радостью пригласил Айенгара в Европу. Так в 1954 году Шри Б. К. С. Айенгар отправился в турне по «Старому свету», а после и по всему миру, раскрывая особенности своего метода и возрождая популярность йоги в 20-ом столетии. Накопленных знаний Айегару уже было достаточно для написания своей первой, подробной книги о йоге. Изданная в 1966 году книга «Йога Дипика» получила всемирную известность, а город Пуна оказался местом паломничества для всех йогов запада и востока. Главным же событием для Айенгара стало признание Кришнамачара. Однажды, когда Айенгар занимался с учениками, он пришёл к нему на занятие. Долго наблюдая за всем происходящим Кришнамачар подошёл к нему и сказал: «Продолжай». Эта сдержанная похвала очень вдохновила Айенгара и он стал прилагать максимум усилий для распространения своего метода. В течении ближайших лет Шри Б. К. С. Айенгар написал и издал ещё несколько книг: «Древо йоги», «Исскуство йоги», «Прояснение пранаямы», а также опубликовал свои комментарии к «Йога Сутрам Патанджали». Все они стали бестселлерами и считаются классическими в области изучения йоги. Айенгар является автором 14-и фундаментальных книг полностью раскрывающих и описывающих это древнее искусство.

1973 год для Гуруджи оказался полным скорби и печали. Умерла его жена Рамамани — самый близкий друг и соратник. Она всегда была рядом с ним в моменты радости и грусти. В память о ней Айенгар назвал ее именем Институт йоги, который открыл в 1975 году и стал обучать там тысячи учеников со всего мира. Сейчас деятельностью Института руководят его дети - Гитаджи и Прашант.

Следующие годы стали очень показательными для Гуруджи и его метода. Попав в аварию в 1979 году и повредив несколько жизненноважных органов, ему пришлось вернуться в самое начало своей практики на 40 лет назад. Благодаря искренней любви к своему делу за 10 лет Айенгар смог полностью восстановить утраченный потенциал и прибывать при этом в ясности ума, и гармонии со всем миром.

«В течении 55 лет непрерывной практики мои пальцы коснулись примерно 200 тыс. человек. Теперь просто дотронувшись к человеку, я могу сказать, что с ним происходит. Моя кожа и глаза стали настолько чувствительными, что достаточно просто прикосновения, чтобы понять в чем дело. Вы можете называть это йогической интуицией».- так описывает учитель учителей свою многолетнюю практику, всемирная польза которой была отмечена орденами и наградами. В 1991 году Шри Б. К. С. Айенгар был награждён орденом «Падма Шри». В 2002 — орденом «Падма Бхушан», а в 2004 году — американский журнал «Time» включил Айенгара в список 100 самых влиятельных людей мира.

Шри Б. К. С. Айенгар постоянно подчеркивал, что, в первую очередь, является именно практиком, и что только непосредственная практика дает непосредственное знание. Даже самые лучшие книги по йоге и прекрасный учитель никогда не заменят личного опыта, приходящего в процессе самостоятельных занятий.

20 августа 2014 года Гуруджи БКС Айенгар покинул свое тело, оставшись бессмертным в наших сердцах.

Вернуться к списку статей
Наши проекты